Сообщество - Духовные практики Востока
Добавить пост

Духовные практики Востока

1 894 поста 1 603 подписчика

Популярные теги в сообществе:

Принципы Веданты

Принципы Веданты Разум, Реальность, Истина, Принципы, Наука, Вера, Длиннопост

Если в человеке не развивается внутренняя доброта, если не растет доверие людей друг к другу, чувство братства, если между людьми нет ощущения внутреннего единства, тогда эти противоречия не смогут получить своего разрешения. До сих пор не было других систем, кроме религиозных, которые способствовали бы преображению нравственной природы человека в сторону добра. Религии развивают именно это качество. Поэтому мы должны обращать внимание каждого человека на внутренние, базовые принципы каждой веры – ведь именно в них заключена общность различных мировых религий. Опираясь на эти общие принципы, человечество получит возможность двигаться дальше и совершенствовать наш мир.

Несмотря на все несовершенство мира, популярность Веданты растет с каждым днем благодаря трем присущим ей качествам: универсальности, рациональности и практичности. Последователи Веданты стойко придерживаются этих принципов.

Первое. Универсальность Веданты в том, что она охватывает самые разные религии. Кроме того, в качестве способов развития внутреннего мира человека она так же принимает культуру и науку. При этом Веданта опирается на такое положение: Бог – высшая реальность – бесконечен. Бог самосущ, он познает сам себя. Именно поэтому в Веданте Бог – это абсолютное существование, абсолютное знание и абсолютное блаженство. Это не три различных качества, а внутренняя природа высшей реальности. За этой Вселенной стоит единство. Это высшая, как я уже сказал, по своей природе реальность: вечное существование, вечное знание, вечное блаженство.

Сейчас крупнейшие ученые мира, многие лауреаты Нобелевских премий высказывают робкие догадки о том, что это двуединство материи и энергии полностью не исчерпывает представлений о сущности бытия, что за этим стоит нечто еще не познанное. А красота Веданты еще и в том, что на протяжении многих-многих тысячелетий она придерживается своего изначального постулата, что есть высшая сущность бытия, сознания и блаженства – Абсолют. Сделанное в глубокой древности и на протяжении тысячелетий периодически подтверждаемое религиозным опытом, такое утверждение само по себе красиво. К тому же оно может объединить людей, внести в человеческие отношения внутреннюю гармонию и помочь преодолеть неустроенность внешнего мира.

И еще одну важную вещь утверждает Веданта – будучи вездесущим, эта Высшая Сущность включает в себя и самого человека, проникает в человека. А если человек по своей сути един с Высшим, то, значит, и различия между людьми не существенны. Но Веданта считает, что внешнего равенства быть не может – люди различаются по своим силам, талантам, внешнему виду. А равенство или единство возможно только во внутреннем человеке. Именно внутренний человек – источник достижения Высшей реальности для каждого. Иными словами, любая душа потенциально божественна. И это – основа человеческого достоинства. Нельзя думать о ком-то, как о человеке низком. На этом должно быть основано равенство взаимоотношений между людьми.

Второе. Веданта очень рациональна. С ее позиций вырабатываются гармония и равенство. Она учит, что нельзя все сразу принимать, не осмыслив этого предварительно. Любой вопрос нужно обдумывать, любой самый маленький пункт.

Разум спасает человека от предрассудков, от предубеждений. И Высшую Истину можно анализировать рационально. Единственно, при этом нужно учитывать, что ум сам по себе дойти до Высшей Истины не может. И с этим согласны все религии: постичь Высшую Истину умом нельзя, так как, не сомневаясь, он не может представить себе истину. В качестве примера Веданта приводит такое выражение: нет дыма без огня. Делается умозаключение: там, где дым, должен быть и огонь. Дым подразумевает под собою огонь. Но этот пример хорош так же и тем, что ясно дает понять: за дымом нельзя определить, где горит, нельзя понять, откуда огонь. Так и Высшая Истина – она находится вне тела, ума и чувств. Разумом до нее не дойти, это факт. И Веданта утверждает, что Вселенная не может объяснить сама себя. Для этого нужно выйти за ее пределы.

Наш разум, как и бытие, заключен в тиски пространства, времени и причинности, а Бесконечность этому подчиняться не может. Поэтому, чтобы познать Высшую реальность, разуму нужно выйти за свои пределы. Веданта утверждает, что в нас есть нечто помимо тела, ума и чувств. Проблема западного мира в том, что ученые не могут четко разграничить понятия «ум» и «сознание», для них это одно и то же. Веданта же изначально занималась тем, что логически определила точки различия между этими категориями и пришла к утверждению: разум, который, по определению, не есть сознание, тоже материален. Следовательно, утверждает Веданта, разум не может вывести человека в Высшую реальность, но он и не противоречит ей. Можно сказать, что можно выйти за пределы разума, пользуясь тем же разумом.

Веданта так же хорошо определяет термин «вера». Что есть вера? Веданта говорит, что вера – это принятие такого человека, разум которого свободен от заблуждений и неточностей. Это ум возвышенный. И когда его утверждения принимаются – это и называется верой, верой в этого человека. Такого рода вера присутствует не только в области религии, но и в науке, и в культуре. По существу все, что принимает человек как правду, есть вера такого рода – вера определенным людям. И в этом смысле Веданта, принимая как откровения, так и утверждения достойных людей, очень рациональна.

И третье – система Веданты очень практична. Каждый человек в своей жизни стремится к достижению высшей цели, то есть свой потенциал вы должны найти внутри себя. Кем бы вы ни были: человеком низкого происхождения или высокого, талантливым или бездарным, какой бы ни была ваша профессия – из любой точки, где вы находитесь, вы можете начать это путешествие к высшей цели. При этом вам нет нужды отказываться от мирской жизни, от общих устремлений. Просто это положение Веданты определяет общий подход к работе, чтобы таким образом достичь своей высшей цели.

Веданта не требует, чтобы для достижения духовности человек уходил от мира. Отшельничество вовсе не есть непременное условие для этого. Но Веданта говорит, что религиозные силы, объединившись, могут способствовать разрешению мировых проблем. Мировые проблемы разрешаются отношением к ним человека. А религии, если возьмут на себя такую ответственность, прежде должны достичь взаимопонимания, основываясь на внутренних базовых принципах. Лицемерие, двуличие, узость мышления не есть производные религиозного подхода к миру. Религии всегда стремились сделать человека внутренне более свободным. Но со временем любая эзотерическая доктрина становится косной. И именно поэтому религия теряет свою способность встречать лицом к лицу те проблемы, которые ставит перед ней современный мир. Это должны понимать современные религиозные лидеры. Веданта же тем и хороша, что представляет собой способ, с помощью которого каждый человек может изменить собственную внутреннюю жизнь. В наше время Рамакришна доказал на собственном опыте, что религия может сделать решающий вклад в улучшение современного мира. Опираясь на собственный религиозный опыт, он показал: сколько религий – столько и путей достижения человечеством общей цели – познания Высшей Истины.

Свами Джьётирупананда
Веданта и современность

Показать полностью

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри

(продолжение, предыдущая часть здесь)

Монастыри Восточного Тибета (традиционная тибетская область Кхам) в основном относятся к школе тибетского буддизма ньингма. Реже кагью. Сертар Ларунг Гар, в который мы направляемся, изучает школу ньингма. Ньингма - самая древняя школа тибетского буддизма, ее называют "школой старый переводов". В ньингма придерживаются исключительно первых переводов буддистских текстов с санскрита на тибетский язык. Оригиналы на санскрите были утеряны Индией, после нашествия из Афганистана.

Сертар Ларунг Гар был основан Учителем по имени Цзимей Пэньцхо, который медитировал в этих горах, в ущелье Лажун. Пять горных пиков, окружающих монастырь, образуют форму лотоса. (Вокруг этих гор лотоса есть паломнический маршрут - кора, которые тибетцы проходят за один день). Это уникальное место силы. Цзимей Пэньцхо пришел сюда с двумя учениками, и с 1980 до 1986 года общее число его последователей здесь достигло 5000 человек.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост
Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Цзимей Пэньцхо медитировал на месте, где сейчас стоит Зеленая Мандала. Именно на этом месте Учителем были обнаружены закопанныеПадмасамбхавой сокровища - статуя Четырехрукого Авалокитешвары, которую сейчас сохраняют в стены Мандалы. Мандала является самым сильным местром в Сертар Ларунг Гар. Здесь по сей день много паломников, которые ходят кору, крутят молитвенные барабаны, совершают простирания круглосуточно.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Цзимей Пэньцхо возведен в ранг святых. Сейчас главным настоятелем монастыря служит его внучка Великая Дакини Мэньцхо.

Дакини Мэньцхо находится в монастыре обычно в летнее время, ее здоровье не позволяет ей находится на высоте монастыря весь год. Дакини не занимается административными делами, а только проводит важные службы.

Интересно, что сейчас в Сертар Ларунг Гар больше монахинь, чем монахов. Женская половина монастыря больше, и женский молельный павильон по площади и размаху больше, чем мужской.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Удивительное наблюдение с дороги, в Восточном Тибете> растут березы! Настоящие русские березки, целыми рощами, белые пятнышки в суровых пыльных горах трассы G317. Только к двум часам дня мы выехали на нормальную асфальтированную дорогу (и то не надолго). Высота сейчас 2282 местра. Пейзаж изменился: из узких, пыльных каменных ущелий мы выехали на широкую дорогу, красивые хвойные леса с двух сторон, неожиданно попадаются целые стаи диких обезьян, сидящие вдоль дороги на ветках деревьев! Кстати говоря, тибетцы верят, что онипроизошли от союза обезьяны и женщины демона. Вот они эти обезьяны - прародители тибетцев в Восточном Тибете.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост
Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

В три часа дня из тибетского района Аба (Нгава-Тибетско-Цянского автономного района) мы попали в Гарцзе-Тибетский автономный район, высота 3293 метра. Интересно, что дома тибетских жителей здесь трехэтажные, каменные, но третий этаж построен из дерева, выкрашен в красный цвет. Эти красные тибетские домики уже напоминают монашеские хижины монастыря Сертар Ларунг Гар.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

На любом месте строительства тибетцы сперва ставят белую буддистскую ступу, украшают ее и только потом начинают вести работы. Вообще тибетцы народ довольно вольный, медлительный и ленивый, многие стройки так и заканчиваются установкой ступы и все на этом )).

В четыре часа после полудня мы все еще были в дороге, и в какой-то момент стало казаться, что мы так и будем ехать бесконечно. Сперва казалось: вот уже за этой горой, вот уже за этой... Но дорога продолжалась очень долго.

Наконец, в пять часов дня мы прибыли в Сертар Ларунг Гар! Это не описать словами! Это не просто картинка. Атмосфера Сертара делает ноги мягкими, хочется сесть и созерцать, не выходить из состояния медитации очень долго. От красного рябит в глазах, красные хижины, красные одежды. Все приветствуют друг друга улыбкой. Только фотографировать людей здесь не принято, Вас могут наругать за то, что Вы пытаетесь тайно фотографировать лица, жителям Сертара это неприятно.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Вечереет, высота почти 4000 внизу, холодный мокрый снег приветствует нас. В монастырском общежитии для гостей нас встретиламонахиня Юаньчжан. Высокая, худая, улыбчивая. Юаньчжан помогла нам с зарегистрироваться. Накормила вегетарианским обедом в столовой и проводила нас в молельный зал.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Здесь мы присутствовали на общей молитве и позже остались ждать важной встречи. К 19 часам женская половина (отгороженная от мужской желтой тканевой перегородкой) стала подвигаться ближе к границе. Женщины монахини ютились очень близко друг к другу. На мужской половине установили кресло, лампы, камеры.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост
Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

В какой-то момент все резко встали и в зале воцарилось благоговение. Вошел Каньбу Содацзи - настоятель монастыря. Каньбу Содацзи не перерожденец в отличии от Даньцзен Цзяцхо, но его настолько любят и уважают, что в сердцах многих он как Великий Живой Будда.

Каньбу Содацзи просканировал женскую половину дважды. Мы были разбросаны по залу, стояли в самом конце, в задних рядах. Как он нас увидел в этой толпе, это загадка. Увидев, Содацзи пригласил нас сесть впереди, в первом ряду, монахини помогли перебраться, все были рады за нас, говорили: "Такое благословение, сегодняшнее Учение как раз посвящено Вам - иностранцам". Второе благословение.

После окончания лекции Каньбу Содацзи оставил слушателям три домашних задания:
1. отказаться от употребления в пищу мяса хотя бы на один день в 2015 году, чем больше, тем лучше;
2. спасти со скотобойни (или другим путем) хотя бы одно животное в 2015 году;
3. прочитать мантру ОМ-МА-НИ-ПАД-МЕ-ХУМ за все шесть миров 108 раз (чем больше, тем лучше, 1080 раз или 10800 раз, по желанию).

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

В Сертар я привезла с собой желтый хадак, который был подарен Каньбу Содацзи моему мужу во время его прошлой поездки в Сертар в декабре 2014 года. В момент моей встречи с Каньбу Содацзи я преподнесла ему хадак, и он в ответ повесил его мне на шею. Третье благословение.

Перед началом лекции, как и в конце лекции, была общая молитва минут на пять. Все присутствующие монахи читали молитвы вслух и наизусть.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Сегодняшнее Учение записывалось на видео для трансляции заграницу через англоязычный сайт Каньбу Содацзи. Тема лекции была посвящена уважительному отношению к животным и затрагивала вегетарианство. Каньбу Содацзи говорил по-китайски с приятным тибетским акцентом, но очень грамотно. Синхронный перевод на английский язык вела китайская монахиня. Белая как лотос, удивительно красивая девушка. Потом я узнала, что она имеет очень статусное образование, окончила Пекинский государственный университет и обучалась после в Америке, прежде чем пришла в монастырь и подстриглась в монахини.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Сертар в целом произвел на меня впечатление скопления умов, больше число монахов и монахинь, которых я встречала, о которых слышала ранее, пришли в монастырь уже после того, как достигли чего-то в обычной жизни: хорошее образование, успешный бизнес, карьера. Это отличает Сертар от монастырей Тибета, где служат только тибетцы, отданные в монастыри родителями еще в детском возрасте. В Сертар приходят сами, приходят взрослые люди, и здесь монахами могут служить люди любой национальности, конечно же после обучения. В монастыре есть две программы обучения: короткая 6 лет и долгая 12-13 лет. По желанию можно учиться и дольше, пока не выучишься до нужного тебе уровня. Все свободно. За свое просветление каждый отвечает сам.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Да, о встрече, я записала ее в аудио формат, могу поделиться записью с теми, кому это интересно.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

После лекции на китайском и английском языках, началась лекция на тибетском. Время было уже 21-30, на тибетский язык мы не остались. Вернувшись в общежитие, мне не сиделось. Я решила отправиться наверх, к Мандале. Холодный мокрый снег, ветер прямо в лицо. Дорогу по ночным улочкам Сертара любезно показала работница общежития, которая тоже направлялась к Мандале. Мой подъем получился очень быстрым, не хотелось мокнуть под холодным снегом, спускались тоже почти бегом, так как двери общежития закрывались в 22-30. Из-за этой высокогорной пробежки ночью у меня была бессонница и легкая форма горной болезни. Правила акклиматизации никто не отменял! Высота 4000, это уже не Лхаса, тем более устали с дороги, и вся эта эйфория от вечерних благословений, надо быть осторожнее со здоровьем, ворчала я сама на себя переворачиваясь с бока на бок, бессонница.

ДЕНЬ 3

В 5 утра монахини соседки попросыпались, включили свет и начали про себя читать буддистские тексты. В 6 встали и мы. К 7 часам позавтракали и созвонились с монахиней Юаньчжан.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Юаньчжан повела нас к Мандале. Чем выше мы поднимались, тем сильнее и сильнее шел снег. Огромными хлопьями, как пышная сладкая вата, он валился с небес. Монастырь почти не было видно, только снег! Такая красота! Юаньчжан проводила нас к самой высокой точке монастыря, где вешают молитвенные флаги. Здесь я повесила флаги за всех моих друзей, родных, любимых людей и дорогих гостей, которые мечтают о поездке в Тибет.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Пусть Пути будут складываться. Тибет приглашает к себе тех, кому нужна эта встреча.
С вершины горы не хотелось спускаться. Если бы у меня было больше дней в Сертаре, я бы точно провела здесь день два. Уединяться, созерцать, тренировать ум, отличное место для практики. Тучи постепенно рассеивались, Сертар открылся, снег прошел, снова стало солнечно. Климат в Сертаре суровый. Высота дает о себе знать ежедневно.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост
Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Мы спустились к Мандале и стали проходить кору: сначала верхний этаж, потом нижний. Юаньчжан готова была водить нас там бесконечно. Мы много разговаривали. Она очень мудрая и открытая. Было интересно узнать о жизни монастыря изнутри. О ее личном опыте. Как она пришла сюда. Какие у нее планы. Я сделала много открытий для себя. Прониклась еще большим уважением к этому месту и к людям, здесь обучающимся.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Юаньчжан рассказала мне много о быте монастыря. О том, что за последние пять лет он начал восстанавливаться и улучшаться в бытовом плане. Заасфальтировали некоторые дороги, в самые большие общежития провели воду. Остальные индивидуальные монашеские кельи остаются без воды. Монахи сами с собой носят небольшие канистры с водой. Зимой вода замерзает и быт усложняется. Зимы здесь суровые, много снега, по 20-30 сантиметров.

После Мандалы мы отправились на мужскую половину монастыря. Здесь была встреча с Наставником Юаньбинь. Еще одна интересная фигура в монастыре. О нем знают все. Говорят, он достигает больших успехов в медитациях. За 20 минут, которые он уделил группе, он успел в сжатой и удивительно лаконичной форме изложить чуть ли всю философию буддизма, расставив акценты для "интересующихся", говорил о смыслах жизни, о понятиях счастья и удовлетворения, о способах практики. Когда мы стояли его слушали, я замечала, как проходящие мимо пожилые тибетские монахи показывали большой палец в знак одобрения и подтверждения своего уважения к Наставнику Юаньбинь.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Наставник Юаньбин говорил о том, как можно достигать счастья и жизнь наполненной смыслом жизнью. Он говорил о том, что нельзя ставить целью быть счастливыми только сейчас, в этом воплощении, потому что это бессмысленно. До настоящего у нас было уже много воплощений, и в дальнейшем будет много воплощений. Нам нужно работать над тем, чтобы улучшать себя, преображать энергию вокруг и тогда мир вокруг станет лучше. Вот это истинный смысл жизни, приносящий удовлетворение.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 2: Сертар Ларунг Гар взгляд изнутри Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Наставник сделал большой акцент на буддистской философии и теории причин и следствий. Он сказал: "Большинство туристов приезжают в Сертар за красивой картинкой. Я надеюсь, что как можно больше людей из вас смогут увидеть под этой красивой картинкой ту ценность, суть и смысл того, что здесь происходит. Надеюсь, Вы сможете стать ближе к понимаю того, ради чего сюда уходят люди, чтобы найти себя в изучении тибетского буддизма. Я, как и все монахи, служащие здесь, надеюсь, что ваше паломничество в Сертар станет одной из причин, которая в дальнейшем даст хорошие плоды, положительные следствия."

Еще Юаньбин говорил о том, что все три китайские философии Буддизм, Даосизм и Конфуцианство очень ценны, потому что они делают акцент на совершенствовании души человека, на развитии разума. Их стоит изучать. Он же пришел к тому, что Буддизм для него это наиболее целостная система.

После встречи с Наставником от Юаньчжан я узнала подробности, оказывается, Наставник Юаньбинь в прошлом доктор космических наук, занимался космическим кораблестроением! Неудивительно, насколько легко он может объяснять сложные философские буддистские теории. Встреча с Юаньбинь - четвертое благословение.

Далее времени оставалось немного. Мы напросились в гости в келью к монахине Юаньчжан. Оказывается, она и сама хотела нас пригласить и уже приготовилась готовить вегетарианский обед. Но времени было мало, на обед мы не могли остаться. Домик Юаньчжан внизу, на женской половине. Это довольно просторное по меркам Сертар жилище: два этажа, дворик. На первом этаже библиотека и теплая настилка на пол. Здесь Юаньчжан учится зимой. На втором этаже солнечный балкончик перестроенный в комнату, здесь снова библиотека, в этой комнате Юаньчжан живет летом. Монахиня подарила нам книги, которые мы выбрали сами. Я выбрала две книги, которые не купить в книжных магазинах, - написанные Каньбу Содацзи. Еще пообщались с Юаньчжан на буддистские темы. Встреча с монахиней Юаньчжан - пятое благословение. Огромное ей спасибо за уделенное нам время и теплый прием!

Ускоряемся, время летит, а как хочется остаться здесь еще на пару дней. После полудня мы встретились с остальными попутчиками, погрузились в автобусы. Следующий пункт программы необычный. Тибетские небесные похороны.

Источник

Показать полностью 23

Выставка в Эрмитаже Буддизм

Выставка в Эрмитаже Буддизм Буддизм, Выставка, Будда, Эрмитаж, Искусство, Наскальная живопись, Фотография, Мобильная фотография, Длиннопост
Выставка в Эрмитаже Буддизм Буддизм, Выставка, Будда, Эрмитаж, Искусство, Наскальная живопись, Фотография, Мобильная фотография, Длиннопост
Выставка в Эрмитаже Буддизм Буддизм, Выставка, Будда, Эрмитаж, Искусство, Наскальная живопись, Фотография, Мобильная фотография, Длиннопост
Выставка в Эрмитаже Буддизм Буддизм, Выставка, Будда, Эрмитаж, Искусство, Наскальная живопись, Фотография, Мобильная фотография, Длиннопост
Выставка в Эрмитаже Буддизм Буддизм, Выставка, Будда, Эрмитаж, Искусство, Наскальная живопись, Фотография, Мобильная фотография, Длиннопост
Выставка в Эрмитаже Буддизм Буддизм, Выставка, Будда, Эрмитаж, Искусство, Наскальная живопись, Фотография, Мобильная фотография, Длиннопост
Выставка в Эрмитаже Буддизм Буддизм, Выставка, Будда, Эрмитаж, Искусство, Наскальная живопись, Фотография, Мобильная фотография, Длиннопост
Выставка в Эрмитаже Буддизм Буддизм, Выставка, Будда, Эрмитаж, Искусство, Наскальная живопись, Фотография, Мобильная фотография, Длиннопост
Выставка в Эрмитаже Буддизм Буддизм, Выставка, Будда, Эрмитаж, Искусство, Наскальная живопись, Фотография, Мобильная фотография, Длиннопост
Выставка в Эрмитаже Буддизм Буддизм, Выставка, Будда, Эрмитаж, Искусство, Наскальная живопись, Фотография, Мобильная фотография, Длиннопост
Выставка в Эрмитаже Буддизм Буддизм, Выставка, Будда, Эрмитаж, Искусство, Наскальная живопись, Фотография, Мобильная фотография, Длиннопост
Выставка в Эрмитаже Буддизм Буддизм, Выставка, Будда, Эрмитаж, Искусство, Наскальная живопись, Фотография, Мобильная фотография, Длиннопост
Выставка в Эрмитаже Буддизм Буддизм, Выставка, Будда, Эрмитаж, Искусство, Наскальная живопись, Фотография, Мобильная фотография, Длиннопост
Выставка в Эрмитаже Буддизм Буддизм, Выставка, Будда, Эрмитаж, Искусство, Наскальная живопись, Фотография, Мобильная фотография, Длиннопост
Выставка в Эрмитаже Буддизм Буддизм, Выставка, Будда, Эрмитаж, Искусство, Наскальная живопись, Фотография, Мобильная фотография, Длиннопост
Выставка в Эрмитаже Буддизм Буддизм, Выставка, Будда, Эрмитаж, Искусство, Наскальная живопись, Фотография, Мобильная фотография, Длиннопост
Показать полностью 16

Реинкарнация

Идея о перевоплощении души не заключает в себе ничего страшного, но безусловно необходима для нравственного благосостояния человеческой расы. Она представляет собой единственное логическое заключение, к какому люди могут прийти. Если вы должны существовать вечно, то должны были вечно существовать и в прошлом. Иначе быть не может.

Реинкарнация Реинкарнация, Метемпсихоз, Перерождение, Жизнь, Мир, Сцена, Длиннопост

Вивекананда

Я попробую ответить на некоторые возражения, обыкновенно выставляемые против этой теории. Хотя многие из вас могут находить эти возражения очень глупыми, мы все-таки должны ответить на них, так как знаем, что иногда самые разумные люди бывают способны предлагать в высшей степени неразумные идеи. Ведь совершенно верно сказано, что еще не было такой бессмысленной идеи для защиты которой не нашлось бы философов.

Например, возражение такое: "Если перевоплощение существует, то почему мы не помним наших прошлых жизней?" На это мы ответим:

А помним ли мы все в этой нашей жизни? Многие ли помнят, что делали, когда были детьми? Ни один из вас не помнит своего раннего детства, и если бы ваше существование зависело от памяти, то на основании вашего возражения следовало бы заключить, что вы не существовали, когда были детьми, потому что не помните себя в это время. Говорить, что наше предыдущее существование было бы возможно лишь при условии, что мы помним о нем, – чистейшая бессмыслица. Почему мы должны помнить наше прошлое? Ведь того мозга уже нет, он разложился на составные части, и создан новый мозг. К этому мозгу перешел только общий результат, итог впечатлений, оставленных в нас нашими прежними жизнями, и с этим итогом наш ум вселился в новое тело. Я, стоящий здесь перед вами, представляю собой результат всего бесконечного прошлого, оставшегося позади меня. Какая мне необходимость помнить все это прошлое? И, тем не менее, такова сила предрассудка, что те же люди, которые выставляют этот аргумент против возможности перевоплощения, верят, что были когда-то обезьянами и лемурами и не осмеливаются спросить, почему же мы не помним, как жили в образе обезьян. Когда один из древних мудрецов, какой-нибудь древний пророк, который воочию видел истину, говорит что-нибудь, эти новые люди кричат: "О, это ведь сумасшедший". Но скажите: "Это сказал Гексли или Тиндаль, и они ответят: "А, тогда это должно быть верно", и все примут за несомненное. Вместо древнего суеверия, они создают суеверия новые; на место старых пап религии, они возвели на престол непогрешимости новых пап науки.

Реинкарнация Реинкарнация, Метемпсихоз, Перерождение, Жизнь, Мир, Сцена, Длиннопост

Итак, мы видим, что это возражение, основанное на памяти, несостоятельно, а оно почти единственное, серьезно выставляемое против этой теории. Но, хотя для подтверждения этой теории и не требуется воспоминания о прошедших жизнях, мы, тем не менее, в состоянии утверждать, что в некоторых случаях такие воспоминания всплывают и теперь. В той же жизни, в которой вы будете свободными, каждый из вас вспомнит все прошлое, и только тогда и станет свободным. Только тогда вы узнаете, что настоящий мир был только сон; только тогда непосредственно увидите, что вы здесь только актеры, а мир – ваша сцена: только тогда вас как громом поразит мысль о тщете привязанностей: только тогда вся эта жажда удовольствий и боязнь расстаться с жизнью и с этим миром исчезнут навеки. Тогда ваш ум увидит ясно, как при свете дня, сколько раз все это уже существовало для вас; сколько миллионов раз вы уже были отцами и матерями, сыновьями и дочерьми, мужьями и женами, родственниками и друзьями, богатыми и бедными, – сколько раз все это приходило к вам и сколько раз уходило: как часто вы были на гребне волны и как часто погружались вниз, на дно отчаяния. Когда память восстановит перед вами все это, тогда и только тогда вы воспрянете, как герой, и улыбнетесь при виде хмурящегося мира. Только тогда вы вспомните и скажете: "Мне нет до тебя дела, хотя бы ты был сама смерть. Чем можешь ты устрашить меня? " Так как только тогда вы победите смерть, когда узнаете, что она не имеет над вами власти. И это время настанет для всех.

Свами Вивекананда
Гйана-йога
Космос - микрокосм

Показать полностью 2

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары

Сертар Ларунг Гар - его называют раем для буддистов. Это самый большой в мире тибетский монастырь и буддистский институт. Только постоянных служителей монастыря насчитывается 10000 человек! А вместе с приезжающими на обучение и в паломничество гостями количество людей здесь достигает 40000 человек в летний период.

Моя первая поездка в Сертар Ларунг Гар состоялась в первых числах апреля 2015 года. В Сертар удобнее всего ездить через Чэнду. Город Чэнду - это административный центр провинции Сычуань в Китае, именно из этого города проводятся поездки в Восточный Тибет - традиционную тибетскую область Кхам.

Дорога из Чэнду до Сертар занимает 2 дня в одну сторону. Дорога G317, ведущая из провинции Сычуань в Тибетский Автономный районнаходится в плохом состоянии, но ее активно ремонтируют, и к концу августа власти планируют закончить с ремонтом. Говорят, что если дорога будет достроена, то из Чэнду до Сертара можно будет добираться и за один день. Что ж, посмотрим, нельзя недооценивать китайский размах и трудолюбие.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

ДЕНЬ 1

В первый день мы выехали из города Чэнду в 7 утра, и после полудня около трех часов дня прибыли в монастырь Авалокитешвары -монастыря Гуаньинь (так его называют здесь по-китайски). Монастырь очень ценный, был построен еще в 7 веке, после того, как китайскаяпринцесса Веньчен проехала здесь по пути из Чанань в Лхасу. Прицесса была выдана замуж за тибетского царя Сронцзангампо и везла богатое приданое. Одну из статуй, а именно статую четырехрукого Авалокитешвары, принцесса Веньчен оставила здесь, в Гуаньиньцяо. Отсюда и пошло название монастыря - монастырь Авалокитешвары, и название деревни Гуаньиньцяо. Монастырь Авалокитешвары именуют "ВторымДворцом Потала". Это важное место паломничества для тибетских буддистов. Многие высокие Ламы проходили здесь обучение. Сейчас в монастыре служит 8 Высоких Лам, регулярно ведущих службы. Общее количество монахов достигает 70 человек. Высота в монастыре Авалокитешвары 3058 метров над уровнем моря.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Туристические автобусы останавливаются у подножия горы, на которой расположен монастырь. А выше трансфер осуществляется на местных таксистах, которые берут по 15 юаней с человека на дорогу туда-обратно. Конечно, эта стоимость не фиксированная, если туристов совсем мало, то таксисты могут и поднять цену. Пешком подъем бы занял не менее часа, к тому же вечером нет времени на прогулки, чтобы успеть посмотреть монастырь обязательно нужно брать такси на подъем и спуск.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост
Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Монастырь Авалокитешвары произвел на меня очень доброе впечатление. Паломников здесь не много, ламы открытые, доброжелательные и с радостью идут на контакт с нами с иностранцами. В павильонах монастыря можно фотографировать, получив разрешение монаха-смотрителя. Здесь при входе в комнаты монастыря принято разуваться.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Монастырь Авалокитешвары относится к тибетской школе ньингма. В нем несколько главных залов. В одном из молельных павильонов стоят статуи Падмасамбхавы (Гуру Римпоче - святой, который принес Учение Будды из Индии в Тибет). Другой павильон посвящен Четырехрукому Авалокитешваре - это та самая бесценная статуя 7-го века, оставленная здесь принцессой Веньчен!

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост
Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Деревня Гуаньиньцяо очень маленькая. "В центре" этого поселка всего одна улочка. Здесь есть несколько тибетских ресторанов, два из которых довольно чистые, в которых приятно покушать. Средний чек около 100 юаней на 2-3 человека. Да, тибетская кухня дорогая )). Есть и простые китайские "чифаньки" - простые грязные кафе для местных. В поселке много магазинов, в которых продаются традиционные тибетские товары: одежда, продукты, молитвенные флаги и буддистские ритуальные предметы, статуи будд и простые незамысловатые украшения. Довольно милый, приятный маленький тибетский поселок.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Высота в месте ночевки в поселке Гуаньиньцяо 2584 метра. Большинство туристов такую высоту переносят безболезненно, для горной болезни здесь еще низко. Климат здесь довольно мягкий, воздух не такой сухой, как в Центральном Тибете, где средняя высота уже выше 3500 метров. В Гуаньиньцяо дышится легко. Погода в апреле была по-весеннему теплая, вечером температура не опускалась ниже +10 градусов.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Мы остановились в отеле, который называется Qiannianshengdi, что переводится как "Священное место, которому 1000 лет". Это один из двух хороших отелей в поселке. Укомплектация по-китайским меркам около 3-4*. В этом отеле стандартные номера с двумя односпальными кроватями или с большой двуспальной кроватью. Есть горячая вода в душе, есть кондиционер в номере с фунцией подогрева воздуха. В номере есть чайник, телевизор и небогатый мини-бар. В отелях в Гуаньиньцяо не предусмотрен завтрак. Выезд из Гуаньиньцяо всегда ранний, в 7-8 утра, поэтому для такой поездки нужно брать с собой любимые продукты для перекуса в дороге.

В отелях и ресторанах в Гуаньиньцяо есть вайфай, причем работает хорошо. Это был приятный сюрприз для такого простого места.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

ДЕНЬ 2

Ровно в 8 утра мы выехали из деревни Гуаньиньцяо.

Архитектура Восточного Тибета отличается от Центрального Тибета. Дома здесь кирпичного серого или коричневого цвета с выкрашенными в белый цвет каменными оконными рамами. А блок-хаусы Тибесткого Автономного района обычно белые с черными оконными рамами.

Дорога второго дня от Гуаньиньцяо до Сертар Ларунг Гар на всем протяжении очень плохая. Тряска начинается уже на выезде из Гуаньиньцяо.

Интересно, что в Восточном Тибете больше любят одноцветные высокие молитвенные флаги, которые устанавливаются в ряды друг за другом по цветам. Высота флагштока равняется высоте дома. На флагах также напечатаны мантры и изображения святых. А в Центральном Тибете больше любят горизонтальные короткие разноцветные молитвенные флаги, когда все пять цветов на одном флагштоке. Пять цветов тибетских молитвенных флагов символизируют пять стихий: белый - облака, синий - небо, зеленый - вода, желтый - земля, красный - огонь. Эта традиция - пережитки древней тибетской религии Бон, влияние которой давно ослабло, а многие традиции перешли в тибетский буддизм. Различие в молитвенных флагах Восточного и центрального Тибета я связываю с тем, что в Восточном Тибете много леса, и флагштоки, которые используются для флагов изготавливаются из тонких высоких стволов молодых деревьев. А в Центральном Тибете растительность скудная, в основном кустарники, поэтому для установки используются разветвленные короткие ветки.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Дорога все время очень плохая, тряска весь день, но предвкушение места назначения поддерживает положительный настрой. Водитель нашего автобуса тибетец из этих мест. Интересно, что в провинции Сычуань действует очень справедливый закон: туристов в тибетские районы могут возить только авто и водители, лицензированные в этих районах, то есть местные. А авто и водители, лицензированные в Чэнду не могут возить туристов в тибетские районы. Таким образом поддерживается занятость в тибетских районах. Да и для безопасности перевозок это большой плюс. На дороге много сложных участков, если не сказать, что вся эта дорога - полный экстрим. Тибетские местные водители, безусловно, лучше знают перевалы и повороты. На обрывы в окно смотреть итак страшно, только доверие опытному водителю дает возможность успокоиться и под высокочастотную тряску пытаться поспать.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Китайские туристические группы, путешествующие в Сертар размещаются всегда в уезде Сэда, что в 20 км плохой дороги от монастыря. Мне удалось договориться, чтобы для нас приготовили комнату в монастырском общежитии для приезжих монахов и гостей. Мы будем жить в главном корпусе на женской половине монастыря в пятиместной комнате. Обычно не в зимнее время это общежитие всегда заполнено паломниками и студентами, приезжающими на обучение в монастырь. Нам очень повезло, что были места. Это первое благословение.

Ночью в Сертаре прогноз погоды обещает ниже ноля, до -10 градусов. Когда в Чэнду в день отъезда было уже +25. Если бы не было пробок, то из Гуаньиньцяо до Сертар можно было бы добраться к 14 часам после полудня. Однако дорога местами перекрывается. Ехать будем дольше.

В монастыре Сертар Ларунг Гар четкое разделение на мужскую и женскую половины. Еще в дороге гид предупреждает туристов о том, что нельзя посещать помещения противоположного пола. В Сертар с этим строго.

В дороге я узнала, что Живой Будда Даньцзен Цзяцхо сейчас не в Сертаре. В эту поездку не удастся с ним встретиться. Но поскольку у нас будет вечер и утро в монастыре, я посмотрю, наверняка удастся поприветствовать других настоятелей монастыря. Сегодня вечером мы будем посещать Мандалу. А в 19 часов вечера в монастыре будут проходить учения для "внешнего мира", как говорят здесь, с переводом на английский язык, мы сможем на них присутствовать! Все эти хорошие новости и ожидания помогают переносить трудности пути. О дорога G317, какая же ты разбитая...

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Вся дорога проходит по узким ущельям. Обычно это обрывистые участки: с одной стороны гора, с другой стороны обрыв над рекой Миньцзянили ее притоками. Дорога очень узкая и водители должны обладать большим мастерством, чтобы успешно разъезжаться с движущимися на встречу грузовиками, особенно на узких поворотах, не создавая пробок.

Судя по тому, в каком состоянии находится дорога из Сычуани в Тибет на сегодняшний день, сложно представить, как принцесса Веньчен в 7 веке со своей многочисленной свитой и богатым приданным шла в Тибет. Неудивительно, что они шли три года! И большое число подданных погибло по дороге.

Мы не раз встречали паломников, идущих простираниями! Это паломники, которые исполняют свою мечту и идут из своих родных деревень в Лхасу, для того, чтобы совершить паломничество во Дворец Потала и Храм Джоканг, а некоторые даже пойдут дальше до горы Кайлас! Такие паломничества занимают несколько месяцев. Сложно представить все лишения пути. Благая цель движет ими.

Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары Тибетский буддизм, Монастырь, Путешествия, Китай, Тибет, Длиннопост

Источник

Показать полностью 14

Морихэй Уэсиба, основатель Айкидо. Искусство Мира

Искусство Мира начинается с самого тебя. Над собой и над поставленными перед тобой задачами работай с Искусством Мира.

У каждого есть дух, который можно очищать, тело, которое можно некоторым способом тренировать, и подходящий путь, которым можно следовать.

Тебе не нужны дома, деньги, власть или положение, чтобы практиковать Искусство Мира. Небеса - там, где ты сейчас стоишь, и это как раз то место, где можно тренироваться.

Жизнь - это рост. Если мы перестаем расти, технически и духовно, можно считать нас мертвыми. Искусство Мира прославляет связь неба, земли и человечества. Это все, что истинно, хорошо и красиво.

Ты находишься здесь с единственной целью - осознать свою внутреннюю божественность и проявить свою исконную просветленность.

Взрасти мир в своей собственной жизни, а затем применяй Искусство ко всему, с чем ты встречаешься в ней.

Тренируйся без лишней спешки, ибо требуется как минимум десять лет, чтобы овладеть азами и перейти к первой ступени.

Инструкторы могут дать только частицу учения. Только при упорной личной практике ты постигнешь тайны Искусства Мира.

Ежедневные упражнения в Искусстве Мира позволят твоей внутренней божественности сиять все ярче и ярче. Пусть тебя не заботит правота или неправота других.

Учись также у святых книг и умудренных людей. Все вокруг - даже горы, реки, травы и деревья - должно стать твоим учителем.

Не прогляди истину, которая прямо перед тобой. Изучай течение воды в ручье, плавно и свободно огибающем камни.

Просветленные никогда не перестают работать над собой. Достижения таких мастеров невозможно описать словами. Самые совершенные действия наследуют образцам, содержащимся в природе.

Не надо рассчитывать наперед, не надо действовать неестественно. Сосредоточься на Искусстве Мира и не критикуй другие традиции. Искусство Мира никогда и никого и ни в чем не ограничивает. Оно всеобъемлюще и всеочищающе.

Будь благодарен даже за трудности, неудачи и за встречи с дурными людьми.

Преодоление препятствий - важнейшая часть обучения Искусству Мира.

Отбрось ограничивающие мысли и вернись к истинной пустоте. Стой среди Великой Пустоты. Это и есть секрет Пути Воина.

Если ты не установишь связь с истинной пустотой, то никогда не постигнешь Искусство Мира.

Созерцай устройство этого мира, слушай слова мудрых и принимай все хорошее и доброе как свое. Опираясь на это, открой свою собственную дверь к истине.

С древнейших времен

Усердная учеба и доблесть

Всегда были двумя опорами на Пути.

Силой постоянного упражнения

Просветляй и тело, и душу.

Какая польза учить

ту технику меча или другую?!

Отсеки все мысли о бесполезном!

Эту или другую

Технику фехтования ты выучить можешь

Но зачем?

Просто ПОЛНОСТЬЮ

Отбрось мысли.

Сатори,

Подобно луне в тумане,

Приходит и исчезает без следа

Просветление!

(Тот ли теперь человек?)

Подобно туманной луне,

Всходящей и опускающейся

Скрыто.

Показать полностью

Гаятри

Рамакришна: Для нашего века бхакти-йога, то есть общение с Богом через любовь, преданность и самоотдавание, такая йога, какую выполнял риши Нарада, больше подходит чем другие виды йоги. Очень трудно найти достаточно времени для полного проведения в жизнь карма-йоги, для исполнения всего, чего требует от человека Писание.

Гаятри Мантра, Ритуал, Обряд, Карма, Йога, Духовные практики, Мат, Длиннопост

Старинное лекарство от лихорадки, приготовленное из десяти корней (дашамула пачан), не годится больше в наше время. Человек может умереть прежде, чем его вылечит это лекарство. Но есть новые, более сильные лекарства, которые вылечивают от лихорадки и людей нашего времени. Учите людей карма-йоге, если вы хотите, но оставьте из неё только то, что наиболее существенно, и я советую людям не стараться выполнять все длинные ритуалы сандхьи, но просто повторять короткую Гаятри и, если вы находите, что это составляет вашу обязанность, то, конечно, вы можете, сколько хотите, говорить людям о работе.

Но, хотя бы вы читали тысячи лекций, вы ничего не сделаете с людьми, преданными земному. Нельзя вбить гвоздь в каменную стену. Головка гвоздя сломается, а на камне не останется никакого следа. Ударьте мечом по спине аллигатора. Он ничего не почувствует. Чаша нищего (сделанная из тыквы) может побывать в четырёх святых местах Индии, но она останется такою же пустою чашею. Всё должно быть изучаемо постепенно. Только что родившийся телёнок не может сразу стоять на ногах. Он падает, поднимается, падает опять и, наконец, выучивается стоять и ходить. Нельзя узнать с первого взгляда, кто принадлежит Богу и кто принадлежит миру. Но это не ваша вина.

Когда бушует сильный ураган, нельзя отличить тамариндового дерева от дерева манго. Тем не менее верно, что никто не может абсолютно отказаться от всякого внешнего поклонения, пока он не достиг опытного познания Бога. Вопрос заключается только в том, как долго нужно исполнять сандхью (ритуалы) и другие церемонии? Их нужно исполнять до тех пор, пока святое имя Бога не будет вызывать слёз и не будет заставлять дрожать всё тело. Если, когда вы произносите «Ом Рама», у вас из глаз льются слёзы любви, вы можете знать наверное, что ваша карма (внешние обязанности) кончена. Вы больше не обязаны исполнять сандхью и другие вещи. Вы уже поднялись выше кармы. Когда появляется плод, цветок не может существовать с ним вместе. Истинное бхакти это плод, а внешнее служение это цветок.

Когда невестка в доме ожидает ребёнка, ей не дают много работать, и мать её мужа постепенно берёт на себя одну за другой её работы. А когда рождается ребёнок, она занята уже только им одним и совсем перестаёт делать другую работу.

Сандхья погружается в Гаятри; Гаятри погружается в Ом, и Ом исчезает в самадхи.

Как звук колокола постепенно слабеет и исчезает в пространстве, так душа йога постепенно поднимается надой (звук Ом) и погружается в абсолютный Брахман в состоянии самадхи. В это самадхи входит вся карма сандхья, Гаятри и всё остальное. Этим способом гйана-йоги освобождают себя от всяких ритуалов и религиозных церемоний.

ПРОВОЗВЕСТИЕ РАМАКРИШНЫ

Гаятри Мантра, Ритуал, Обряд, Карма, Йога, Духовные практики, Мат, Длиннопост


Гаятри - самая священная и наиболее широко распространённая у индусов ведическая молитва.

ॐ भूर्भुवः स्वः ।
तत् सवितुर्वरेण्यं ।
भर्गो देवस्य धीमहि ।
धियो यो नः प्रचोदयात् ॥

ом̣ бхӯрбхувах̣ свах̣ .
тат савитурварен̣йам̣ .
бхарго девасйа дхӣмахи .
дхийо йо нах̣ прачодайа̄т ..

Это санскритская мантра, или формула, которая значит следующее: «Будем размышлять о сверкающем, из себя самого исходящем свете Божественного Солнца; пусть Оно осветит наше буддхи, или понимание».

Показать полностью 2

Хошеутовский хурул

Хошеутовский хурул Буддизм, Храм, Астраханская область, Длиннопост

В августе 2022 года команда «Российских древностей» совершила очередное большое путешествие по памятникам архитектуры и археологии нашей страны. В этот раз мы проехали весь Кавказ, но им не ограничились. Завершив кавказский тур в Дербенте, мы отправились домой через много областей вдоль Волги. И именно здесь, в низовьях этой реки, в Астраханской области, мы нашли один из самых старых буддийских храмов России – Хошеутовский хурул. Конечно, он молод по сравнению с почти всеми памятниками, которые попали на веб-страницы нашего сайта, но тем не менее – все в мире относительно, и 205-летнее здание для тех же городов США было бы очень, очень древним. Тем более, это – единственный сохранившийся до наших дней дореволюционный калмыцкий храм.  Итак, мы отправляемся в село Речное (бывшую Тюменевку), в которое можно добраться либо проехав 143 километра от Астрахани по твердым дорогам, либо чуть более восьмидесяти – но воспользовавшись паромом через Волгу, который ходит только днем каждый час. Мы избрали первый вариант для надежности.

Хошеутовский хурул Буддизм, Храм, Астраханская область, Длиннопост

Фото Алексея Паевского, август 2022 года

Итак, вернемся к нашим буддистам. Калмыцкий нойон (князь) Серебджап Тюмень всю свою жизнь бы воином. Уже в 22 года с отрядом из 500 калмыков из своего Хошеутовского улуса Астраханской губернии он воевал за Россию против непокорных закубанских черкесов, а в 1812 году Второй калмыцкий полк майора Тюменя героически воевал при Пружанах, бил французов при Березине и дошел до Фер-Шампенуаза. В конце 1814 года Серебджап Тюмень вернулся в Астрахань в чине подполковника.

Хошеутовский хурул Буддизм, Храм, Астраханская область, Длиннопост

Портрет калмыцких князей Тюменевых (справа налево братья Серебджаб, Батыр и Цзерен Норбу) работы Карла Гампельна, первая половина 1820-х гг.

После победы Тюмень побывал в Петербурге (да, в России бывает и так – Тюмень – мужчина, и он мог приехать в столицу). Привыкшего к степям Калмыкии Серебджапа удивляло буквально все, но больше всего его поразил Казанский собор с его колоннадой, «распахнутой» к Невской першпективе. Тем более, что она очень напомнила родовой знак Тюменей – натянутый лук. Именно там у князя возникла мысль построить на родине, в своем имении Тюменевка на месте деревянного хурула – обители/храма/монастыря в калмыцком ламаизме – каменный, «похожий» на Казанский собор хурул-памятник в честь всех калмыков-участников войны 1812 года.

Проект был заказан еще одному Тюменю – Батуру-Убуши, которому помогал буддийский монах Гаван Джимбе. Храм был закончен в 1817 году.

Хошеутовский хурул Буддизм, Храм, Астраханская область, Длиннопост

План хошеутовского хурула

Главный каменный храм (сюме) хурула в плане отчасти повторял в миниатюре Казанский собор – только в странной и причудливой смеси буддийской калмыцкой архитектуры и классицистического православия.

Хошеутовский хурул Буддизм, Храм, Астраханская область, Длиннопост

Хурул на старинной открытке после реставрации 1907 года

А вот что сообщает о храме научный материал, подготовленный Национальной библиотекой Республики Калмыкия:

«Хошеутовский, или Тюменевский, хурул представлял собой комплекс сооружений, обнесенных единой оградой. Главный храм — построенный по плану Казанского собора (архитектор А. Н. Воронихин) и повторяющий также в плане рисунок тамги (родового знака) Тюменей — лука со стрелой. С двух сторон от большого соборного здания располагались два малых храма для богослужений Будде, врачевания Манла и защитникам веры докшитам (Манлан и Докшадын ерге). Рядом находилась часовня (цаца).

Хошеутовский хурул Буддизм, Храм, Астраханская область, Длиннопост

Еще одна открытка с хурулом

Хурульный комплекс с устремленным ввысь центральным храмом и симметрично отстоящими по обе стороны малыми храмами являл собой синтез классической строгости, монументальности композиционного строения и причудливых форм восточной архитектуры с многоярусными членениями, завершавшиеся вогнутыми крышами, буддийскими символами в виде субурганов и ганчжиров. Цветовое решение комплекса построек — желтого цвета стены и зеленые крыши — символично и созвучно природному колориту степи».

Хошеутовский хурул Буддизм, Храм, Астраханская область, Длиннопост

Фото Алексея Паевского, август 2022 года

Интересно, что тамгу Тюменей можно было увидеть и почти на каждом кирпиче, из которых сложен хурул.

Хошеутовский хурул Буддизм, Храм, Астраханская область, Длиннопост

Тамга Тюменей на кирпиче хурула

Вокруг храма расположились в кибитках кочевые хурулы Декшидын и Манлан, которые по преданию, прибыли из Джунгарии. Благодаря братьям-художникам Григорию и Никанору Чернецовым, мы можем видеть, как выглядел весь комплекс в 1838 году и снаружи, и изнутри.

Хошеутовский хурул Буддизм, Храм, Астраханская область, Длиннопост

Н. и Г. Чернецовы. Калмыцкий хурул (храм) у князя Тюменя в 70 верстах от Астрахани.

«Внутри храма стены молельни были покрыты голубой краской с переходом в синий на сводах. Небесный цвет символизировал обитель небожителей. Алтарь был окрашен в красный цвет будды Амитабхи. Стена над дверью расписана в красно-коричневой гамме.

Арки, соединяющие центральный и боковые нефы, расписаны по толщине стены в четыре цвета: желтый, красный, зеленый и синий. Поддавшись первому впечатлению, можно ассоциативно связать роспись арки с радугой. Но нарушение спектрального порядка цветов наталкивает на мысль, что это символические цвета четырех небесных будд.

Хошеутовский хурул Буддизм, Храм, Астраханская область, Длиннопост

Экспедиционный «Красный просвещенец» у хурула. Фото Алексея Паевского, август 2022 года

В интерьерах храма были использованы настенные росписи, что является специфическим явлением: в монгольской и бурятской архитектуре фресковая живопись не применялась, ее наличие литература констатирует только в тибетской архитектуре культовых буддийских построек. Для ойратской же архитектуры это достаточно странно. Кроме того, даже сохранившиеся сегодня фрагменты указывают на то, что отдельные сюжеты носили светский характер. Таким образом, фрески хурула представляют собой уникальное соединение религиозной буддийской и светской живописи», — сообщает нам Национальная библиотека Калмыкии.

Хошеутовский хурул Буддизм, Храм, Астраханская область, Длиннопост

Г. и Н. Чернецовы. Интерьер молельни Хошеутовского хурула. 1838 г.

Увы, сохранилось от всего комплекса достаточно мало. Почти полностью исчез интерьер, с 1920-х годов хурул был закрыт и использовался как клуб и зерносклад. В 1960-е годы колоннаду и малые башни разобрали на стройматериалы.

Хошеутовский хурул Буддизм, Храм, Астраханская область, Длиннопост

Сохранившиеся детали галереи. Фото Алексея Паевского, август 2022 года

Только к 200-летию победы над Наполеоном началась реставрация, но вопрос восстановления галерей остается открытым, поскольку на их месте – дома местных жителей села Речного.

Хошеутовский хурул Буддизм, Храм, Астраханская область, Длиннопост
Хошеутовский хурул Буддизм, Храм, Астраханская область, Длиннопост

Храм, вид от Волги: 1904 и 2022 годы. Фото Алексея Паевского, август 2022 года

Хурул помнит много интересных гостей. Самый колоритный из них – Александр Дюма-отец, который в 1858 году путешествовал по России и 17-18 октября 1858 года посетил старого нойона и его супругу. В «Воспоминаниях о поездке в Россию от Парижа до Астрахани» писатель рассказывает и о днях, проведенных в Тюменевке. Известно, что при расставании он прочитал княгине мадригал, на что сестра той, Агриппина, потребовала посвятить и ей стихи. Дюма на гербовой бумаге князя набросал экспромт:

«Распоряжается Господь
Судьбою каждой:
В глуши вы родились
Мир одарив однажды
Улыбкой неземной
И взором колдовским
Так стали обладать
Пески счастливой Волги
Одной жемчужиной,
А степь – цветком одним».

Хошеутовский хурул Буддизм, Храм, Астраханская область, Длиннопост

Фото Алексея Паевского, август 2022 года

Яндекс.Карты

Источник

Показать полностью 14
Отличная работа, все прочитано!